Интересно Убийство начальника гл. тюремнаго управления А.М.Максимовскаго
Газета "Русь". Вторник, 16-го (29-го) октября 1907 г. № 276.
15 октября в Петербурге убит начальник главнаго тюремнаго управления д. с. с. А.М.Максимовский.
Во 2 часу дня в помещение главнаго тюремнаго управления (угол 7-й Рождественской ул. и Греческаго пр.) явилась лет 18-20 девушка, интеллигентнаго вида. К ней подошёл с вопросом дежурный чиновник, она заявила ему, что пришла хлопотать об облегчении участи брата ея мужа, Новосёлова, содержащагося в пересыльной тюрьме, арестованного несколько времени тому назад по обвинению в подготовке ограбления казначея портоваго ведомства, а именно, разрешить в виду его болезненнаго состояния заменить тюремный стол домашним.
Чиновник посоветовал посетительнице обратиться с этим ходатайством к инспектору тюрем Огневу.
Просительница согласилась и просила доложить о ней г.Огневу, и была проведена в приёмную комнату, расположенную рядом с кабинетом Максимовскаго. К ней вышел Огнев и, узнав содержание просьбы, ответил, что он не в праве удовлетворять подобнаго рода ходатайства, но что он доложит о ея просьбе начальнику управления.
Оставив девушку в приёмной, г.Огнев направился в кабинет к начальнику, где и передал ея просьбу.
Вернувшись, он сказал девушке, что начальник обещал удовлетворить просьбу и сделает соответствующее распоряжение.
Но этот ответ не успокоил просительницу и она стала настаивать на личном свидании с начальником главнаго управления. Г.Огнев вновь ушёл в кабинет М. и вернувшись заявил, что начальник согласился принять её по окончании приёма очередных посетителей, которых было много. Девушка, поблагодарив Огнева, осталась ждать в приёмной, сев на стул недалеко от дверей кабинета. В конце 5 часа, дверь кабинета открылась и на пороге показался г.Максимовский.
Едва он показался в дверях, как девушка быстро встала и сделав несколько шагов ему на встречу, в упор выстрелила в него из браунинга.
Пуля попала в верхнюю губу пробила челюсть и засела в мозгу. М. упал на пороге своего кабинета.
Находившийся в соседней комнате начальник уездной московской тюрьмы бросился к стрелявшей и схватил её за руки. Девушка, стараясь вырваться, продолжила стрелять.
Сделав безрезультатных четыре выстрела (3 пули попали в стену и одна в окно), она бросила браунинг и пыталась что-то достать из за корсажа, но это ей не удалось. Сбежавшиеся сторожа скрутили ей назад руки.
Немедленно был приглашён врач, который оказал раненому первую помощь. Затем в карете скорой помощи его перевезли в лазарет в. к. Елены Павловны, где раненый, не приходя в сознание, скончался.
О случившемся дали знать прокурорскому надзору, чинам столичной администрации, министрам: внутр. дел, юстиции, в департамент полиции и другим. К месту явился наряд конной и пешей полиции. Вскоре в главное тюремное управление прибыли: министр юстиции г.Щегловитов, тов. министра внутр. дел, прокурор судебной палаты, прокурор окружнаго суда, судебный следователь, градоначальник, его помощник, чины полиции и охранной агентуры.
Арестованная тут же была допрошена в присутствии министра Щегловитова, высшими чинами прокурорскаго надзора.
Она держала себя не только покойно, но и свободно, улыбалась. На все вопросы она категорически отказалась отвечать.
Для осмотра ея была приглашена жена старшаго дворника. Раздев её почти до нага, жена дворника увидела у неё за сорочкою какой-то свёрточек, прикрытый тонким слоем ваты. На вопрос, – что это такое, арестованная ответила, «а вот потяните за шнурочек, который висит снизу свёрточка и тогда узнаете, что это такое».
Дворничиха немедленно сообщила об этом чинам прокурорскаго надзора. В виду подозрения, что свёрток этот разрывной снаряд, по телефону были вызваны пиротехники и техники артиллерийскаго ведомства. Прибыв, они осторожно сняли свёрток, который был крепко привязан шнурками к телу.
Между двумя тонкими слоями ваты оказался небольших размеров мешочек из белой резиновой ткани с приспособленным для взрыва шнурком.
По заключению экспертов, судя по запаху горькаго миндаля и эфира – мешёчек (так в тексте – прим. моё) был начинён экстра-динамитом, чрезвычайной разрушительной силы. Арестованную повели по чёрному ходу во двор здания, куда был подан, выкрашенный красной краскою мотор охраннаго отделения в который её посадили. Рядом с ней сели жандармский ротмистр, несколько агентов охраны, и под экскортом конно-полицейской стражи мотор отвёз арестованную в охранное отделение.
По словам некоторых, девушка и ранее рокового дня не раз бывала в управлении, хлопоча о каких-то родственниках, содержащихся: в выборгской одиночной тюрьме, и в пересыльной. Благодаря этому удалось установить личность арестованной. Говорят, что фамилия ея Рагозина. Это миловидная шатенка, весьма элегантно одетая, выше средняго роста. Держит себя с достоинством, охотно отвечает на все вопросы, за исключением касающихся хотя бы отдалённо к содеянному убийству.
Весь вечер против дома, в котором помещается гл. тюремное управление, стояла большая толпа народа, несмотря на старания городовых. При обыске у арестованной в кармане платья оказался ещё заряженный браунинг. Установлено, что стрелявшая постоянно проживала в столице в семье своих родных и её разыскивала полиция.
─
Поздно ночью получены дополнительныя сведения об убившей Максимовскаго, г-же Рагозиной. В начале года, будучи арестованной по одному политическому делу, она была препровождена из тюрьмы для испытания ея умственных способностей в больницу для душевных больных, откуда в конце августа ей удалось бежать. Тем не менее она, как это теперь установлено, часто появлялась как в гл. тюремном управлении, так и в др. учреждениях, хлопоча о разных льготах в пользу разных заключённых.
При вторичном обыске в охранном отделении у Рагозиной под сорочкою оказался широкий пояс вокруг талии. Пояс с предосторожностями был снят и изследован экспертами; он оказался начинённым динамитом в количестве до 13 фунтов. Только благодаря тому, что Рагозину схватили за руки, она была лишена возможности произвести страшный взрыв, от котораго погибло бы громадное число лиц, находившихся в это время в здании.